> Перейти на ГЛАВНУЮ Метод естественных последствий в воспитании детейОпубликовано: 21.12.2017
Родители подчеркивают нежелательное поведение еще до того, как оно проявилось.
Молчание тут подходит гораздо больше.
Если вы вообще чтото говорите, то не забывайте следующее правило. Подчекивайте логические последствия хорошего поведения. Акцентируйте внимание на позитивном. Если ты успокоишься, то можешь сама выбрать себе прическу. Если ты сейчас поторопишься, ты успеешь еще вовремя прийти в школу. Если ты будешь играть спокойно, мы сможем доиграть до конца.
Если ты вовремя дойдешь до туалета, то тебе не надо будет переодеваться так часто, и целый день ты будешь носить сухую одежду. Правильное наказание должно быть для ребенка логическим следствием его собственного поведения. Самый лучший, самый гуманный и эффективный метод наказания естественный еще его называют методом естественных последствий, а впервые его описал.
Жак. Естественное наказание срабатывает само собой если ты отказался надеть варежки, у тебя замерзают руки.
Правда, двухлетнему малышу еще не под силу установить связь между нежеланием надевать рукавички и тем, что пальчикам на улице стало больно от холода. Тем не менее уже в раннем возрасте ребенок сталкивается с некоторыми неприятными последствиями своих поступков. В таких случаях можно просто обратить внимание малыша на этот факт, то есть связать для него причину и следствие. При этом, конечно, нет необходимости наказывать ребенка дополнительно. Например, если он страдает оттого, что не может найти в общей игровой свалке любимую машинку, не спешите бросаться на поиски. Если до этого вы уже неоднократно пытались привлечь его к уборке игрушек, сейчас с полным правом можете сказать. Видишь, как жалко, что машинка не находится. Вот если вечером ты все свои машины завезешь в гараж то есть в ящик для игрушек или другое предназначенное для автопарка место, будет хорошо видно, где какая, и они не потеряются. Поначалу не рассчитывайте на безоговорочное понимание. После одного эпизода в детской не наступит вожделенный идеальный порядок.
Однако такой образ действий намного лучше, чем типичный сначала ругань и скандал на тему. Вечно ты все теряешь. Не буду тебе больше игрушек покупать. И вообще сейчас все соберу и в помойку выкину, а потом, без перехода. Вот тебе твоя машинка. Сам зашвырнул, а мама ищи, и под занавес вы все равно ползаете на четвереньках и собираете игрушки, накапливая в душе злость и раздражение. Постепенно ребенок сам учится устанавливать причинно следственные связи между своими поступками и их результатами. Он может сколько угодно возить по столу чашку, полную сока, и пропускать мимо ушей родительские замечания, типа. В лучшем случае он будет флегматично отвечать вам.
И продолжаться это будет до тех пор, пока он, наконец, не обольется с ног до головы холодным, липким соком. Как в данном случае поступить вам. Ваши действия могут быть следующими. Хватаете малыша под мышку, несете в ванную, переодеваете, отмываете, вытираете. Эта процедура сопровождается, в зависимости от ваших личных пристрастий, привычек и состояния нервной системы, криком, шлепком, упреками или монотонной лекцией на тему. Ведь я же тебе говорила. А ты маму не слушал и тп. В завершение, скорее всего, вы поставите провинившегося строптивца в угол, лишите его сладкого, а вечером вместо сока дадите ему кипяченого молока.
В дальнейшем всякий раз, когда пухлые шаловливые ручонки потянутся к той самой чашке, вы будете покрикивать. А ну, не смей трогать. В прошлый раз уже доигрался. Возьми, пожалуйста, тряпку и вытри поскорее пол, пока сок не высох, потом трудно будет отмывать. Нет, извини, переодеть я тебя пока не могу очень занята. Позвольте, скажете вы, а где ж тут наказание. А вы представьте себя в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Вот вам и наказание вполне, между прочим, соразмерное преступлению. А главное, естественно и логично связанное с ним, просто напрямую из него вытекающее. Если дитятко полчаса побудет в таком виде, испытывая ощутимый дискомфорт, это не причинит вреда его здоровью. Зато принесет определенную пользу, обогатив опытом. Скорее всего, не с первого раза, но достаточно быстро он усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. |